«Звезда Востока» № 2 2021

Обзор

Грядущее празднование знаменательной даты – Дня Победы – обусловило тематическую направленность ряда произведений 2 номера. Открывается номер проникновенным стихотворением Сергея Гордина «Разговор с отцом», затем один за другим следуют несколько рассказов, освещающих разные героические и трагические страницы тех памятных дней.

Рассказ «Случайная беседа» Шухрата Сакиева – об одном из эпизодов в жизни участника ВОВ, который вынужден был ради собственного спасения убить молодого офицера-фашиста, переживания об этом моменте не оставляют героя даже после войны.

«Длинная дорога» Льва Григоряна повествует о страсти коллекционировать у мальчика-армянина, которого особенно притягивали ордена, он мечтал добыть какой-нибудь из них и, надев его, гордо пройтись. Но фантастическое событие, произошедшее у него на глазах (или все-таки в воображении?), убедило его в том, что награды священны, их имеют право надевать только те, кто проливал за них кровь.

Алишер Адылбаев в «Охоте на зайцев!» открывает позорную страницу в истории одного австрийского городка, когда «добропорядочные» горожане («Австрийцы – это все-таки не немцы»…) страны – родины Моцарта, Гайдна, Штрауса, – а точнее, мужская их часть, ринулись разыскивать сбежавших из концлагеря истощенных советских солдат, чтобы добить их…

Рассказ «Назову сына твоим именем» Наримана Искандарова не может не тронуть описанием боевого подвига солдат и исполнения обещания (легшего в основу названия), данного погибшему другу.

Последней в рубрике «Проза» представлена миниатюра «Гроссмейстер или чайник?..» Марата Байзакова, посвященная памяти безвременно ушедшей из жизни Раисы Николаевны Крапаней, человеку, помогшему многим «выйти из тени» ящика письменного стола и открыть свое творчество широкому кругу читателей.

Поэзия представлена в основном стихотворными подборками отечественных поэтов-современников – Баха Ахмедова «Какой-то странный перелом», Андрея Павлюка «Я видел дни – и не заметил день», Натальи Белоедовой «Мне никак не дает покоя…», из зарубежных гостей – Владимир Лебедев с подборкой стихотворений «Тот на земле оставит след, кто в небеса стремится!».

Среди переводных материалов рассказы хорошо известных узбекских прозаиков Улугбека Хамдама («Художник», перевод с узб. Дильфузы Хатамовой) и Кучкара Наркабила («Бумажник», перевод Нигоры Юсуповой), а также посвященные 89-летию со дня рождения Абдуллы Арипова переводы его стихотворений, выполненные Раимом Фархади и Николаем Ильины.

Улугбек Хамдам в своем рассказе концентрирует внимание на очень важной теме – ответственности людей и государства перед талантом, однако в реальности талант беззащитен перед превратностями бытия и часто умирает в нищете непризнанным при жизни.

Написанный с мягким юмором рассказ Кучкара Наркабила «Бумажник» (перевод с узбекского Нигоры Юсуповой) о «щепетильной» ситуации, которая могла бы произойти с каждым, имеет неожиданную развязку в самом конце.

Переводы стихотворений Абдуллы Арипова публикуются к 80-летию со дня рождения известного узбекского поэта. Николай Ильин сопровождает свои переводы обзором поэзии мастера последних лет жизни в статье «Стихи Мастера (лирика Абдуллы Арипова последних лет)».

Среди «Новых имен» привлекают внимание россиянин Михаил Смирнов и наша соотечественница Умида Аллабердиева (Анита Элив).

Подборка рассказов «Проводы осени» Михаила Смирнова очаровывает поэтичностью изображения российской природы (рассказ «О время, погоди…») и «особенного» юноши как части этой самой природы («Люди-птицы»).

Рассказ Умиды Аллабердиевой «Один день из жизни Отахона» уже своим, перекликающимся с солженицынским, названием обращает на себя внимание. Отахон – это дедушка, вынужденный большую часть дня проводить на улице – на остановке. Описание одного дня его жизни ярко характеризует удивительную цельность, душевную красоту и мудрость этого по-детски чистого, наивного старика. Рассказ имеет много достоинств, начиная с индивидуального по художественному воплощению стилю и заканчивая зоркостью автора в плане выхватывания из действительности типического сюжета, мастерством композиционного построения и точностью деталей.

Во 2 номере продолжается публикация материалов, посвященных широко отмечаемому в республике юбилею Алишера Навои. Среди них поэтические посвящения великому поэту Андрея Слонима («Идущий сквозь века») и Исмата Кучиева (фрагмент из поэмы «Путь поэта»), завершающиеся обобщающим обзором Хомиджона Хомиди достоинств Навои «Наш гений». 580-летию со дня рождения Навои посвящена также статья Шерхона Караева

о роли великого поэта в литературной жизни своего времени «Поэтические вечера тимуридского периода».

Публикация Юрия Флыгина «Дом с легендарной судьбой» (рубрика «Караван истории») знакомит с происхождением очередного старинного здания в Ташкенте, занимаемого ныне Государственным музеем декоративно-прикладного искусства, а также с людьми, которые были к созданию этого исторического памятника причастны.

В «Философии искусства» два материала, один из которых принадлежит перу (а не кисти!) известного художника Александра Тюрина («Счастлив творческой судьбой»), другой – нашему регулярному театральному обозревателю Татьяне Осиной («Неизвестный известный “Ильхом”»).

В рубрике «Литературоведение. Литературная критика» обращает на себя внимание своей актуальностью статья Татьяны Авдониной «Антиутопия и пандемия наших дней», посвященная потоку т. н. «пандемийной» литературы, в котором обнаруживаются и достойные внимания произведения (напр., «Игра в открытую» Артёма Горохова).

Author: admin_zvezda

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *